Анкета "Ваш уровень ораторского мастерства"
Следующая анкета поможет Вам идентифицировать особенности Вашего стиля общения с аудиторией, помогающие или мешающие Вам донести свои идеи до слушателей.
Задание. Вспомните те случаи из вашей жизни, когда вы успешно выступили перед собравшейся аудиторией. Представьте эти ситуации и прокомментируйте каждое из приведённых ниже утверждений как "да" "нет", "иногда".
Задание. Вспомните те случаи из вашей жизни, когда вы успешно выступили перед собравшейся аудиторией. Представьте эти ситуации и прокомментируйте каждое из приведённых ниже утверждений как "да" "нет", "иногда".
Утверждение
|
Ответ
|
1. Во время выступления
я обычно стараюсь «публично мыслить», чтобы слушатели следили за ходом моих
рассуждений.
|
Иногда
|
2. В своих выступлениях
я, как правило, сопоставляю противоположные точки зрения, факты, концепции.
|
Нет
|
3. В процессе
аргументации я обычно ввожу заведомо абсурдное утверждение, приписав его
реальному или возможному оппоненту.
|
Нет
|
4. Я часто применяю
проблемную подачу тезиса, например, в форме вопроса.
|
Да
|
5. Для выступления я
выбираю наиболее убедительные и красноречивые аргументы, отбрасывая все менее
значительное (оптимальное количество аргументов равно 3).
|
Иногда
|
6. Когда я хочу донести
свои идеи до слушателей, я свято верю в них сам.
|
Да
|
7. С самого начала я
завоёвываю доверие аудитории.
|
Да
|
8. Во время выступления
я чувствую лёгкое волнение и энтузиазм.
|
Да
|
9. Для того, чтобы
вызвать эмоциональное сопереживание аудитории, я провожу анализ материальных
и духовных интересов слушателей.
|
Да
|
10. Я чётко
ориентируюсь в системе ценностей конкретной аудитории и апеллирую только к
весомым для неё ценностям.
|
Иногда
|
11. Начиная своё
выступление, я использую зачин ("крючок") для актуализации внимания
аудитории.
|
Да
|
12. Уже во
вступлении я чётко формулирую основную мысль (тезис) моего выступления.
|
Да
|
13. В течение
всего выступления я несколько раз повторяю тезис (основную мысль).
|
Да
|
14. Во вступлении
я отвечаю на немой вопрос слушателей "А какое отношение это имеет ко
мне?"
|
Да
|
15. В выступлениях на
историческую или биографическую тематику я последовательно перехожу от одной
микротемы к другой.
|
Да
|
16. С целью активизации
мыслительной деятельности слушателей я использую проблемную постановку
вопроса.
|
Да
|
17. В положительно
настроенной аудитории я приберегаю самый сильный и веский аргумент
напоследок.
|
Нет
|
18. В заключении я
чётко обобщаю всё вышесказанное.
|
Да
|
19. В заключительных
словах моего выступления я эмоционально обращаюсь к аудитории.
|
Да
|
20. Я связываю конец
моего выступления с началом.
|
Да
|
21. При перечислении
фактов я использую слова-организаторы: во-первых, во-вторых и т.д..
|
Да
|
22. В начале своей речи
я использую клише типа "для начала".
|
Да
|
23. В конце выступления
я использую выражения типа "подводя итоги...", "суммируя
вышесказанное..." и т.д.
|
Да
|
24. В начале моего
выступления я называю основные положения, которые я собираюсь развивать в
основной части моего доклада.
|
Да
|
25. В заключительной
части моего выступления я ещё раз перечисляю основные положения моего
доклада.
|
Да
|
26. Если моё выступление
является частью серии выступлений по одной теме, то я делаю ссылки на свои
предыдущие выступления.
|
Да
|
27. Если я собираюсь
выступить по этой же теме ещё раз, то я непременно упомяну об этом в своём
выступлении.
|
Нет
|
28. В своей речи я
прибегаю к различным повторам (тождественным, синонимическим,
перифрастическим).
|
Да
|
29. Во время
выступления я пользуюсь выражениями типа "как мы знаем", "как
мы помним", "что мы знаем" и т.д.
|
Да
|
30. Во время
выступления я пользуюсь выражениями типа "забегая вперёд, скажу",
"как будет указано далее" и т.д.
|
Иногда
|
31. Когда я выступаю
перед аудиторией, я поддерживаю зрительный контакт со слушателями.
|
Иногда
|
32. Во время
выступления выражение моего лица меняется в зависимости от эмоциональной
насыщенности доклада.
|
Да
|
33. Я использую жесты
для иллюстрации моих мыслей.
|
Да
|
34. Во время
выступления я меняю положение моего тела в соответствии с тем, что говорю (я
могу потянуться, сесть, нагнуться, повернуться к залу спиной и т.д.).
|
Да
|
35. Во время
выступления я двигаюсь по сцене.
|
Иногда
|
36. Если я перехожу от
одной подтемы моего выступления к другой, я меняю положение моего тела или
своё месторасположение по отношению к аудитории.
|
Иногда
|
37. Если я хочу
привлечь внимание аудитории к какому-либо предмету, находящемуся в зале, я
использую указательный жест.
|
Да
|
38. Если я хочу
активизировать внимание аудитории, я "иду в массы".
|
Иногда
|
39. Перед началом
выступления я делаю паузу и, улыбаясь, окидываю взглядом слушателей, если это
не противоречит теме моего доклада.
|
Да
|
40. Общаясь с
аудиторией, я сохраняю "открытую" позу.
|
Иногда
|
41. Я моделирую
громкость голоса в зависимости от количества слушателей.
|
Да
|
42. Я принимаю во
внимание темп моей речи. Он не должен превышать 120 слов в минуту.
|
Да
|
43. Я замедляю темп
речи на важных моментах своего выступления.
|
Да
|
44. Ключевые положения
выступления я выделяю голосом.
|
Да
|
45. Для активизации
внимания зала я варьирую свои голосовые параметры.
|
Иногда
|
46. Я могу говорить в
разных голосовых регистрах с одинаковой лёгкостью.
|
Да
|
47. Если я хочу
привлечь внимание аудитории, я делаю паузу.
|
Да
|
48. Перед тем как
сформулировать тезис, я обязательно сделаю паузу.
|
Да
|
49. Я чётко артикулирую
слова своего выступления, не позволяю себе проглатывать части слов.
|
Нет
|
50. Если я замечаю, что
слушатели начинают отвлекаться, я могу понизить громкость моего голоса с
целью восстановления их внимания.
|
Иногда
|
51. Для подтверждения
высказанных теоретических положений я привожу фактический материал.
|
Да
|
52. В целях экономии
времени в течение выступления я подбираю яркие факты, которые могут заменить
часть рассуждений.
|
Да
|
53. Я подбираю
фактический материал таким образом, чтобы он был близок и понятен слушателям,
соотносился с их образовательным уровнем и интересами.
|
Да
|
54. Я использую примеры
из личной жизни, чтобы вызвать эмоциональное сопереживание аудитории.
|
Да
|
55. В своих
выступлениях я избегаю таких общих фраз, как "некоторое
количество", "очень многие учёные", "большая сумма".
|
Иногда
|
56. Я всегда использую
цифровой материал в сравнении, в сопоставлении с прошлым или
планируемым.
|
Иногда
|
57. В ходе выступления
я не использую более трёх цифр подряд без применения наглядных пособий.
|
Нет
|
58. Если я хочу
раскрыть динамику анализируемого явления, то я использую график или
диаграмму.
|
Иногда
|
59. Для того, чтобы
цифры лучше воспринимать на слух, я их округляю.
|
Да
|
60. В выступлении я
"рисую" словесные картины, чтобы аудитория не только слышала, но и
"видела", как разворачиваются перед их мысленными взорами положения
моей речи. Для этого я использую такие фразы, как "представьте себе, что
у вас...", "предположим, что вы..." и т.д.
|
Да
|
Общая сумма ответов да/нет/иногда
40/6/14
Интерпретация результатов: Добавьте 2 балла за каждый ответ "да", 1 балл за каждый ответ "иногда", 0 баллов за каждый ответ "нет". Подсчитайте общую сумму баллов для всей анкеты.
Общая сумма — 94 баллов.
99-80 баллов. Несмотря на определенные барьеры на пути к эффективному общению, эта сумма баллов свидетельствует о прочном фундаменте знаний и навыков, на который Вы сможете смело опираться.
Я согласна с результатами теста, и часто на выступлениях мне говорили об этом. Но когда что-то в моем выступлении пошло не по "плану", я сбиваюсь и теряю ход мысли, и мне сложно снова собраться. Опираясь на данный тест и мои результаты, мне есть над чем поработать, устранить недостатки и улучшить сильные стороны
Источник: Уроки ораторского мастерства: учебно-методическое пособие / С.П. Хорошилова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 138с. [с. 95-99]
It's very curious questionnaire! My points aren't so high, but yours are really good! Hope, after all, it'll give you confidence in the future performances!
ОтветитьУдалить